Особенности ксенонового света Ксенон — это инертный газ, которым заполняются колбы некоторых электрических, в том числе и автомобильных, ламп. В более традиционных галогенных лампах вольфрамовая нить накаливания горит, окруженная парами йода. На нить накаливания подается постоянный ток от бортовой системы автомобиля; нить раскаляется и светится. При этом чем больше потребляемая нитью мощность, тем ярче свечение (заметим попутно — и тем выше температура). Поэтому стандартная мощность галогенных ламп — 55—60 Вт. Лампы 80 Вт — это уже тюнинг, вводящий потребителя в зону риска: стекло фары порой разогревается до такой температуры, что нередко трескается, когда на него попадают холодные брызги из луж.
Ксеноновые лампы нити не имеют, они относятся к категории газоразрядных: между электродами в среде ксенона горит электрическая дуга. Это принципиальное различие. Во-первых, для разжигания дуги требуется переменный ток очень высокого напряжения, порядка 25 000 В. Его создает специальный пусковой блок. Во-вторых, зажженная дуга от 12 В тоже работать не может — ей требуется напряжение около 85 В. И в-третьих, дуга не нить: она разгорается и набирает нужное свечение не сразу, и с такой инерционностью системы придется считаться в процессе эксплуатации. Есть, конечно, и еще одна «засада»: как вы знаете, многие компьютеры современных автомобилей периодически «опрашивают» все системы. И когда обнаруживают лампы, в которых «оборваны» нити накаливания (а что еще может «подумать» компьютер?), то воспринимают это как ошибку, как сигнал «лампа перегорела».
Кстати, вот об этой «фишке» клиент установочного центра и не должен знать: нормальная работа системы — это результат знания тонкостей технологии.
«И зачем мне эти сложности?» — можете сказать вы. Значит, пора перейти к рассмотрению преимуществ «ксенона». Начните с мощности. Тут выигрыш двойной: наиболее употребительный стандарт галогенных ламп — 55 Вт, ксеноновые имеют мощность всего 35 Вт. Но!.. Если первая создает световой поток (согласитесь, для лампы самая главная характеристика!) 1500 лм, то вторая — 3200! Из чего очевидно следует, что в ближнем ксеноновом свете водитель видит обстановку на дороге практически в два раза лучше, чем в свете «галогенок». Далее: тон и насыщенность цвета характеризует цветовая температура, измеряемая в кельвинах. У галогенной лампы цветовая температура составляет около 3300 К, солнце в ясный полдень «выдает» 5500 К, а ксеноновые лампы обеспечивают от 4300 (желтоватый цвет) до 8500 К (сиренево-фиолетовый цвет). Идея, что лучше всего освещают дорогу лампы, дающие луч фиолетового цвета, не соответствует истине. Человеческое зрение «воспитано» на солнечном спектре: лидерами по качеству освещения являются лампы с цветовой температурой от 4300 до 5500 К, в этом свете мы наиболее правильно оцениваем обстановку на дороге, знаки и разметку.
И напоследок. Голубой, синий и фиолетовый цвет луча — не доказательство того, что в фарах «ксенон». Мы живем в век, когда подделывается буквально все. Есть и «псевдоксенон», имитирующий цвет, и подделка с синим напылением на цоколе и бутафорскими «блоками поджига». Такое напыление заметно ухудшает светопропускание колбы, увеличивает ее нагрев и приводит к сокращению срока службы лампы.
Источник: Журнал «Правильный Автосервис»
15 декабря 2008 г.