Для борьбы закупают фоторадары и осваивают новые методы
1. Скрытый контроль скорости
Как признался «Комсомолке» начальник отдела дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Александр Сверчинский, с нарушителями начинают бороться скрытыми методами. На машину без специальной расцветки устанавливается радар «Искра», который фотографирует всех нарушителей и сохраняет картинки в памяти. Вооруженную машину запускают в город. ТТХ «Искры» позволяют фиксировать скорость в потоке как попутного, так и встречного автомобиля. Номера нарушителей по рации передаются ближайшему патрулю ГАИ, который останавливает лихача. «Мы хотим добиться того, чтобы водители, даже не видя наряд ГАИ, опасались превышать скорость. Ведь средняя скорость в Минске реально выше положенных 60 км/ч», - рассказывает Александр Сверчинский.
КСТАТИ
С начала года только в Минске за повторное превышение скорости уже 28 водителей лишились прав. И все благодаря скрытому методу контроля.
2. Фоторадары
В этом году руководство ГАИ окончательно решило купить два фоторадара «КРИС-1». Устанавливать их будут на оживленных магистралях и аварийноопасных местах в Минске, но конкретные адреса не разглашаются.
На первых парах фоторадары будут лишь нагонять страх на лихачей. Штрафовать никого не будут. Владельцев сфотографированных машин будут приглашать на беседы и лектории в ГАИ. А вот после того, как фотографиям придадут статус законного доказательства, любители скорости начнут со страхом заглядывать в почтовые ящики.
Если «КРИС-1» будет давать отдачу, фоторадары появятся не только в Минске, но в других городах и на загородных трассах. Отдачу гаишники видят в снижении средней скорости. Мол, раз снизилась скорость, значит, и снизилась вероятность ДТП.
КСТАТИ
Фоторадар «КРИС» – это новая разработка питерской компании Симикон, которая выпускает радары «Искра-1». Принцип действия фоторадара прост: он следит за конкретной полосой и снимает всех нарушителей скорости. Фотографии скидываются по радиомодему патрулю на пост или в базу. Гаишники, пользуясь фотоинформацией, лишь выписывают квитанции. Пока фоторадар «КРИС» стоит лишь в Лефортовском тоннеле Москвы.
Как нам объяснили «Комсомолке» в компании Симикон, компьютер может обслуживать больше сотни датчиков, и стоит около 11 тысяч долларов. За каждый датчик придется выложить по 6 200 зеленых.
КАК ЭТО БЫЛО
В СССР скорость измеряли секундомером
Поначалу в Советском Союзе скорость никто не измерял. Но в 60-х годах одному из гаишников - судя по всему в прошлом школьному физруку - пришла идея вычислять нарушителей с помощью обычного секундомера. За основу бралось расстояние между двумя столбами и время прохождения этого отрезка при скорости 60 км/ч. Если кто-то проезжал от столба до столба быстрее, значит нарушал.
Позже нарушителей вычисляли с помощью патрульной машины. Гаишники ехали по городу 70 км/ч. Все, кто их обгонял, ясное дело, были нарушителями.
К концу 60-х в образе прибора «Фара» пришел прогресс. Сегодняшних нарушителей этот прибор рассмешил бы не на шутку. А на тогдашних лихачей «Фара» наводила страх. Принцип действия был такой. На машину направляли радар, а на приставке, похожей на спидометр, поднималась стрелка. И… опускалась. Короче предъявить нарушителю было нечего.
В 80-х пришел громоздкий «Барьер», а в начале 90-х облегченный и усовершенствованный «Сокол». Он уже мог измерять скорость сразу нескольких машин и показывать время, прошедшее с момента замера.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Угонщиков тоже ловят
На выездах из Минска на Брестском и Московском направлениях появились аппаратно-программные комплексы "Поток". Они считывают номерные знаки проезжающих машин и распознают среди них угнанные. Если проезжает краденая машина, на мониторе выскакивает фотография и сообщение, что машина в розыске. Камера расположена так, что после сигнала инспектор успевает выйти и остановить автомобиль.
Со временем с помощью «Потока» гаишники будут искать машины, не прошедшие техосмотр, вычислять машин, которые принадлежат лицам, лишенным права управления автомобилем, базу похищенных номерных знаков.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Арсенал ГАИ состоит из 4-х типов радаров.
Вымирающих «Барьер-2», «Барьер-2М» - 363 штуки «Сокол» - 402 штуки «Искра-1» с видеофиксацией - 62 штуки «Искра-1» - 22 штуки Итого: 843 прибора.
НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Может ли гаишник прятаться в кустах?
Действующими нормативами гаишникам разрешено использовать скрытую форму контроля. Но! Во избежание конфликтных ситуаций и чтобы само присутствие инспектора на дороге было как профилактическая мера (главное теперь не количество протоколов, а предупреждение аварий) работу из кустов прекратили. Согласно внутреннему распоряжению ГАИ, она не используется с 2003 года.
2. Что делать, если вы не согласны с показанием радара?
Если водитель не согласен с действиями инспектора, он имеет право потребовать, чтобы инспектор пригласил на место своего начальника. Если и командир не поверит в невиновность водителя, остается возможность пойти за справедливостью к вышестоящему должностному лицу, а потом и в суд. В суд нужно идти с официальным ответом по поводу своего обращения. Штраф все это время откладывается. Раскошелится придется, только если суд примет решение о вашей виновности.
3.Какой документ спрашивать, чтобы убедиться в исправности радара?
На каждый прибор есть документ, в котором написано, когда была поверка. Раз в полгода радар должен проходить поверку. Кстати, в протоколе инспектор должен указать и номер прибора, и дату его последней поверки.
4. Есть ли штраф за предупреждение фарами о наряде ГАИ на дороге?
Нет. Гаишники будут вам только благодарны. Это считается одной из форм предупреждения аварийности. Так что моргайте на здоровье.
5. Можно ли пользоваться антирадаром и радар-детектором?
Первое закон запрещает. Второе нет. К слову, работу искры детектор не фиксирует.
6. Что означает табличка "Контроль ГАИ"?
Согласно внутренней инструкции, такие таблички желтого цвета устанавливаются за 150 метров до места наряда ГАИ. Но вовсе не обязательно, что за этим знаком будет наряд.
ШТРАФЫ
Согласно статье 113 Кодекса об административных правонарушениях, превышение скорости свыше 10 до 20 км/ч будет стоить для нарушителя от 0,5 до 1 базовой величины (24 тысячи рублей).
Свыше 20 до 30 км/ч - 2 б.в. с записью нарушения в талон.
Свыше 30 км/ч - 3 б.в.
Повторное превышение скорости свыше 20 км/ч в течение года грозит штрафом от 3 до 10 б.в., а могут и лишить прав на срок от 6 до 12 месяцев.
На вопросы отвечал начальник отдела дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Александр Сверчинский.